?

Log in

No account? Create an account

К предыдущей записи | К следующей записи

Привет, друзья! Сегодня будет небольшая зарисовочка об общественном транспорте столицы Венгрии. Честно говоря, не являюсь ярым поклонником рассказов об автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, но Будапешт просто не оставляет шансов не посвятить этой теме отдельный пост. Причина - уникальность и нетипичность, ты не ожидаешь встретить такое в самом сердце Европы.



Будапешт вообще очень противоречивый город. С одной стороны, это самая что ни есть классическая Европа с восхитительной архитектурой, дворцами и головокружительными видами с окрестных холмов. С другой, здесь то и дело совершенно неожиданно встречаешь отблески коммунистической эпохи, от которых пока еще не успели избавиться. С общественным транспортом все то же самое :)

1. Вот представьте, оказываетесь вы в Будапеште, спускаетесь в метро, чтобы скорее доехать к своему отелю, от которого до центра прежде добрели пешком, встаете у платформы в ожидании... Метро ведь в столице Венгрии ходит куда реже московского - один раз в 8-20 минут.


2. Слышите характерный гул, стук колес - к соседней платформе прибывает поезд. Оглядываетесь и буквально замираете с открытым ртом от удивления. Что-угодно, но такое в Европе увидеть не рассчитываешь :)


3. Вот и к нашей платформе подъезжает точно такой же состав. Знаменитый и до боли хорошо знакомый всем жителям крупных городов бывшего СССР поезд типа Еж. Я не мог поверить в то, что вижу. Как-будто меня телепортировали куда-нибудь на задворки Москвы - даже в российской столице уже далеко не по каждой ветке ходят такие раритеты. Некоторые мои знакомые, приезжая в первопрестольную, за несколько дней визита так и не оказываются ни на одной из линий, по которой Ежи еще ходят.


4. Вид изнутри. Тут так вообще отдает просто адовой стариной. Так и ждешь, что голос диктора объявит "Речной вокзал" следующей станцией. Но нет. Все точно такое же, даже люди напротив тебя сидят практически те же, вот только станции объявляют на совершенно непонятном языке, а колеса у состава, кажется, квадратные - уж очень поезд гремит и трясется, проносясь по подземным тонеллям. Так хотели подальше куда-нибудь от России, а будто бы и снова там оказались :)


5. Конечно, не все так плохо в Будапеште. Советские Ежи здесь используются лишь на одной из линий метро - синей. Есть еще три других: красная, зеленая и желтая. Давайте-ка отправимся туда.


6. Одна из центральных станций зеленой линии. Этот маршрут был открыт в 2014-ом - то есть буквально только что.


7. Как и полагается новой ветке, по ней ходят современные, комфортабельные поезда, выглядит все так, как и должно выглядеть в европейской подземке. Фуууух, значит меня все-таки не домой телепортировали, - думал я :)


8. По красной ветке не катался - не знаю, что там. Вроде как ничего особенного. Тем более, если сравнивать с линией желтой. Ай-да туда.


9. Желтая ветка проходит практически под самой поверхностью земли, на станцию ведут вот такие лестницы - как-будто в подземный переход.


10. Раньше на их месте стояли целые павильоны в стиле арт-нуво. Но с течением времени они, увы, исчезли.


11. А вот так выглядят станции. Правда же, необычно? Эдак в стиле 20х-30х? Немудрено :) Дело в том, что желтая линия - самая старая линия метро, притом не только в Будапеште - но и всей-всей континентальной Европе! Запущена она была более ста лет назад - в 1896-ом! Можете представить? С тех пор вся инфраструктура была сохранена максимально полно, только вагончики сейчас ходят поновее, да и тем все равно лет 50 :)


12. Платформа совсем коротенькая, низкая. Вагоны тоже ходят нестандартные - маленькие-маленькие - зато поезда ходят часто.


13. А вот и состав подходит. Старенький, на вид из 70х, страшненький, похож то ли на трамвай, то ли на самодел какой-то. Если честно, к историческому интерьеру станций совсем не подходит.


14. Когда я узнал о том, что в Будапеште есть линия метро, на которой чувствуешь себя словно в начале двадцатого века, я представлял поезда другими - деревянными такими, ну, например, в стиле первого питерского трамвая.


15. Впрочем, ладно, желтая ветка все равно получилась удивительная, необычная. В длину она совсем небольшая - километра три от силы. Начинается на площади Героев, в которую упирается проспект Андраши, а заканчивается у берега Дуная, по большей своей части идя прямо под дорожным покрытием проезжей части проспекта. Мы проехали ее в оба конца несколько раз. Часто вагон был пуст - сложилось впечатление, что немногие пользуются этой короткой веткой, не выходящей за пределы центра. Многие предпочитают наземный вид транспорта, сетка которого куда более разветвленная.


16. Когда никогов вагоне не было, Иванка начинала свой перформанс. Веди как угодно! Никто ведь и слова не скажет :) Хочешь - полежи, пока мы едем в тоннеле :)


17. Можно и просто попозировать :) Однажды, дурачась, мы не заметили, как поезд проехал конечную станцию. Когда двери закрылись, мы поехали в тоннель и в определенный момент остановились, было очень страшно :) Через минутку увидели, как вдоль вагона снаружи проходит машинист. Ну, думаем, все, сейчас влетит :) Но нет, не влетело :) Это же Европа, а не агрессивная Россия. Мужчина лишь махнул нам рукой - мол, ждите, сейчас поедем обратно. И действительно, через минуту поезд тронулся :)


18. Метро - не единственный необычный вид транспорта в Будапеште, заслуживающий отдельного внимания. Вот, например, еще классический "Икарус" с рожками - это троллейбус такой, их много в венгерской столице. Нигде ранее таких модификаций "Икаруса" не встречал. Крайне необычно было наблюдать :)


19. Такие вот троллейбусы здесь повсюду, их сотни. Они достаточно старые - им лет тридцать уже, а то и вовсе сорок - тем не менее, транспортные компании содержат их в идеальном состоянии, судите сами. Создается впечатление, что будапештцы гордятся этой моделью и стараются сделать ее визитной карточкой городского транспорта - сродни пражским трамваям "Татра" красного цвета.


20. Другой необычный вид транспорта - старый желтый трамвай. Он ходит, преимущественно, по центральным маршрутам да вдоль набережных Дуная.


21. Желтые трамваи старенькие: выглядят они словно выходцы из 60х, но, по факту, сконструировали их в 70е и 80е. Прошедшие десятилетия буквально не отразились на вагонах благодаря внимательному обслуживанию и качественной профилактике. Что внутри, что снаружи трамваи выглядят как новенькие - будто сейчас 1975й, а вагончик, в котором ты едешь, буквально совсем недавно выпустили с завода.


22. Желтые трамваи великолепно смотрятся на фоне будапештских пейзажей - необычайно красивых, имперских, романтичных.


23. Казалось бы, лучше вида транспорта для Будапешта и не придумаешь - с точки зрения эстетики, и с точки зрения практичности.


24. Кстати, в отдельных местах в Будапеште сделали то, что в Москве называют ТПУ - транспортно-пересадочный узел. Там желтые трамваи заезжают под землю, на специально оборудованные станции, чем-то отчаянно напоминая Волгоград :)


25. Хотя, конечно, по степени ухоженности и чистоты такие станции даже в сравнение идут не то, что с Волгоградом - ни с одним другим российским городом :)


Теперь о практической составляющей - расценках на проезд.

Самый удобный и выгодный способ - покупать проездные на 24 или 72 часа, а также на неделю - в зависимости от того, сколько вы планируете пребывать в этом волшебном городе.
  • Билет на 1 сутки обойдется в 1650 форинтов (порядка 250 рублей, $7, 5 евро)
  • Билет на 3 суток обойдется в 4150 форинтов (порядка 630 рублей, $17.5, 13 евро)
  • Абонемент на неделю обойдется в 4950 форинтов (порядка 750 рублей, $21, 15 евро)

Как видите, чем на больший срок вы берете билет - тем дешевле он вам обходится. К тому же это удобно - чтобы билет начал работать, его нужно прокомпостировать. Разовый компостировать придется постоянно, абонементы компостируешь лишь раз при покупке (впрочем, чаще всего, тебе уже указывают на нем нужное время, так что мучиться с валидацией и вовсе не придется). Разовый, к слову, стоит 350 форинтов - чуть больше чем 50 рублей, $1.45 или 1.10 евро.

Билеты продаются в кассах и автоматах на станциях метро. Также, говорят, их можно купить в газетных киосках, разовые продаются у водителей по немного завышенной цене.

Будапештская транспортная система, конечно, уступает по ряду пунктов своим аналогам в других европейских столицах, тем не менее, она достаточно комфортна и доступна в передвижении. Билеты проверяются контролерами на наземном транспорте, также контролеры стоят при входе в метро - здесь нет турникетов, а билеты проверяют вручную, так как это делают, например, на станции Химки перед посадкой в электричку, пока не установлены автоматические турникеты :)

Ну и, конечно, в отличие от многих других европейских транспортных систем, будапештской определенно найдется чем вас удивить и заинтересовать. Индивидуальность - это наше все, да-да :)

К предыдущему посту  |  К следующему посту


Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу. Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Не забывайте рекомендовать его и добавляйтесь в друзья, чтобы не пропустить следующие обновления!


Пока следующие заметки о наших впечатлениях о Будапеште все еще на стадии подготовки, предлагаю прочесть уже готовые отчеты о некоторых других европейских городах, посещенных нами раньше: Хельсинки, Таллин, Киев, Дюссельдорф, Кельн, Бергамо, Милан, Венеция.

Все рассказы о нашем путешествии по маршруту Москва - Будапешт - Братислава - Вена - Будапешт - Москва в мае 2014:

  1. Первые впечатления от Будапешта
    Отзыв о Будапеште, основанный на наших первых впечатлениях. Ваш ждет рассказ о первых часах в столице Венгрии и пока единственном лоукост-направлении Москвы (перелет Москва-Будапешт от WizzAir обходится в районе 1500-3000 рублей - дешевле рейса "Добролета" из Москвы в Симферополь).

  2. По набережной Дуная в Будапеште
    Набережная Дуная в Будапеште - не сказать, чтобы стандартная. Обычно ведь под словом "набережная" понимают променад на берегу реки или моря - широкую улицу, уставленную лавочками, палатками кафе, укрытую тенью деревьев. В столице Венгрии решили уйти от стереотипа и проявить оригинальность - по обоим берегам Дуная ходит старенький трамвай а-ля старые-добрые 60-ые, проходят узкие, но достаточно загруженные автодороги, а у самого края высокой каменной набережной, не отделенная никакими (!) заграждениями от воды, находится аккуратная пешеходная зона. Здесь нет кафе, нет столпотворений, зато куда как ни сюда стоит приходить любоваться потрясающими видами, наблюдать проплывающие кораблики и любоваться готическим зданием Национального Парламента, который, порой кажется, в каком-то смысле даже переплевывает распиаренный лондонский Биг Бен.

  3. Солнечный Будапешт
    Практически чистый фоторепортаж с минимумом текста, ведь разглагольствовать о Будапеште - дело пустое. Словами вряд ли передашь шарм старого имперского города. По нему нужно ходить, гулять - в одиночестве, с друзьями, с любимым человеком. Один раз - грустить такой светлой, приятной тоской; другой - кричать, громко шутить, отрываться, размахивая бутылкой Newcastle, едва ли не проливая эль на мостовые; третий - тихо шагать, обнявшись, и следить за засыпающим, словно у вас на руках, Гранд Будапештом.

  4. Шесть видов Будапешта, ради которых стоило бы приехать в этот город
    Красивые дома есть в Петербурге, Париже и Вене. Особняки и дворцы вы найдете в Лондоне, Милане, Риме и Праге. Но ни в одном из перечисленных городов нет таких сказочных видов как в Будапеште, от которых просто дух захватывает. Которые заставляют почувствовать себя словно в сказке. Или в фентези. Только все это, естественно, не выдумка, не чьи-то мечты, а самая настоящая реальность. В этой части мы отправимся с вами на Будайские холмы, на которых пейзажи из ваших самых любимых фентези и сказок ожили и превратились в реальность.

  5. Самый красивый вокзал Европы (Будапешт)
    Вокзал называется Nyugati (Западный ), расположен он в самом центре Будапешта. До здания Парламента отсюда рукой подать - минут пятнадцать пешком. Вокруг - море кафе, ресторанов, торговых центров, музеев и достопримечательностей. В этой статье мы полюбуемся Nyugati с разных сторон, узнаем о нем многое интересное и заглянем в самый красивый McDonald's на свете, который размещен также здесь, в южном крыле.

  6. Самая необычная обзорная экскурсия: на автобусе-амфибии по Будапешту
    Если вы когда-нибудь окажетесь в Будапеште и захотите прокатиться на автобусе а-ля City Tour, настоятельно рекомендую вам предпочесть именно RiverRide всем прочим фирмам. Этому есть одна единственная, но более чем весомая причина - RiverRide прокатит вас не только по городским улицам, но и устроит мини-круиз по Дунаю. При этом пересаживаться на катер не потребуется - к вашим услугам единственный в континентальной Европе автобус-амфибия, который может свободно перемещаться как по суши, так и по воде. В статье - мои впечатления на прогулке на чудо-машине, фото и даже видео погружения.

  7. Общественный транспорт Будапешта
    Небольшая зарисовочка об общественном транспорте столицы Венгрии. Честно говоря, не являюсь ярым поклонником рассказов об автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, но Будапешт просто не оставляет шансов не посвятить этой теме отдельный пост. Причина - уникальность и нетипичность, ты не ожидаешь встретить такое в самом сердце Европы.

  8. Будапешт, остров Маргит
    В прошлых обзорах мы любовались городской архитектурой, наслаждались ресторанами, кафе, достопримечательностями, а сегодня заберемся в самый красивый будапештский парк, расположенный на острове посреди Дуная - будем наслаждаться природой и сказочными видами.

Комментарии

ryzhaya_stana
27 авг, 2014 05:53 (UTC)
Очень интересно, транспорт выбирай на вкус))

Отдельное спасибо за инфу по ценам на проездные.
nickned
27 авг, 2014 06:31 (UTC)
Рад, что пригодилось)
Ты собираешься в те края в ближайшее время?
(без темы) - ryzhaya_stana - 27 авг, 2014 06:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ryzhaya_stana - 27 авг, 2014 07:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 07:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ryzhaya_stana - 27 авг, 2014 07:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ryzhaya_stana - 27 авг, 2014 07:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 08:06 (UTC) - Развернуть
ezyk091978
27 авг, 2014 06:59 (UTC)
Не обижай "ёжиков", я на них каждый день на работу езжу! :)

В Москве пока осталось ежиное царство - Таганско-краснопресненская (сиреневая) линия. По мне ежи хорошо подходят для старых веток, новые вагоны ("русичи" и номерные) смотрятся довольно чужеродно среди мрамора и гранита центральных станций.

Кстати, в Венгрии начали проектирование новых вагонов для 1-й линии: http://ru-metro.livejournal.com/3784532.html
Дизайнеры отталкиваются от облика вагонов 19-го века.
nickned
27 авг, 2014 07:37 (UTC)
Не обижаю :) В них свой шарм есть, вот только в Москве, очевидно, из-за их обилия, большинство - в не очень хорошем состоянии. Грязные, бывает, со ржавчиной, пыльные... Согласен с тобой - центральным станциям точно подошли бы ежи. Но не те, что сейчас ходят по радиальным веткам, переделанные под дешевку, а такие, которые максимально впитали бы в себя дух сталинского времени - с обилием дерева в интерьерах, со старыми круглыми плафонами и лампочками Ильича вместо светодиодов :)

За ссылку на рассказ о новых вагонах Földalatti - спасибо! Посмотрел, но, честно говоря, меня смущает футуризм вагонов... Сам по себе дизайн - супер, но насколько подходить будет такой вот космолет старинным интерьерам станций - это большой вопрос.
(без темы) - ezyk091978 - 28 авг, 2014 16:53 (UTC) - Развернуть
chellove4ishe
27 авг, 2014 07:19 (UTC)
20 минут!! - уфф..
на Еже в Мск в этом году не ездила)
круглый свод подземки - понравился, прям архитектура..
дуракаваляка в метро ))) на этой ветке можно успеть вздремнуть ;)
трамвайчики милые и аккуратные..
nickned
27 авг, 2014 07:38 (UTC)
20 минут?) Время прочтения заметки?))
На той старинной ветке можно прямо спать-спать-спать)) Из вагона то не высаживают - можно ездить туда-сюда, пока не отдохнешь как следует :)
(без темы) - chellove4ishe - 27 авг, 2014 07:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 07:48 (UTC) - Развернуть
chellove4ishe
27 авг, 2014 08:31 (UTC)
)) поспал 8 часиков *почти Питер-Москва* и борд )) почти )
chellove4ishe
27 авг, 2014 09:40 (UTC)
ой.. я когда быстро печатаю часто буквы местами путаю (( и когда пишу тоже ;)
nickned
27 авг, 2014 09:43 (UTC)
У нас это болезнь общая))
Согласись, получилось ржачно))
(без темы) - chellove4ishe - 27 авг, 2014 10:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 10:42 (UTC) - Развернуть
sasha_gav
27 авг, 2014 09:53 (UTC)
Нежно люблю старые вагоны в метро и стаааарые трамваи.
Стойкое ощущение детства, будто папа везет меня в Зоологический музей или дедушка - в Южно-Приморский парк. :)
nickned
27 авг, 2014 09:55 (UTC)
У меня ассоциаций, увы, никаких - детство прошло в безметрошных и безтрамвайных городах, но раритеты в качестве общественного транспорта тоже люблю :) Особенно трамваи Татры, на которых каждое лето, когда я был маленький, по Одессе катались :)
Кстати, как ты относишься к отевроремонтированным поездам метро, что в Питере ходят? То есть вроде как с виду обычный еж, а изнутри - как-будто новый поезд)

Edited at 2014-08-27 09:57 (UTC)
(без темы) - sasha_gav - 27 авг, 2014 10:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 27 авг, 2014 10:35 (UTC) - Развернуть
golovach_igor
27 авг, 2014 10:03 (UTC)
Классный пост, особенно порадовал "Икарус".
В Праге, кстати, вагоны метро тоже похожи на советские...
nickned
27 авг, 2014 10:34 (UTC)
Я был в Праге в 2010м, в начале года. Уже расплывчато все помню, но метро вроде там, где мы катались, на советское похоже не было - наоборот, достаточно новое, современное)
Попытался найти фотки, но их нет) Видать, я не снимал вообще пражское метро. Маленький был, блог за те времена вообще смешно читать)
dmrog
27 авг, 2014 19:28 (UTC)
Интерсно, это у них метро такое темное или фото такие вышли?

И кстати, тебе не попадались супермегатрамваи на 54 метра в длину?
nickned
28 авг, 2014 13:17 (UTC)
Ты про те, что на 18й и 29й фото с этого поста? :) Самые длинные в Европе вроде, они божественны :)

Остался еще один - последний очерк о Будапеште, там они тоже будут :)

Метро темное, да. Ну точнее как... Просто нет яркого света - так то никакого дискомфорта или ощущения полумрака :)
(без темы) - dmrog - 28 авг, 2014 18:17 (UTC) - Развернуть
anna_bpguide
28 авг, 2014 18:59 (UTC)
День добрый!
В субботу процитирую ваш пост, замечательно подробный - не возражаете?
А вот вам алаверды - про вязаный будапештский трамвай:
Партизанское вязание крючком в трамвае
http://anna-bpguide.livejournal.com/108283.html
nickned
12 сент, 2014 11:04 (UTC)
Анна, тысячу извинений за такой запоздалый ответ)
Конечно, ничего против не имею. Даже приятно, что мой пост смог вас заинтересовать)
По ссылочке прыгаю, уже смотрю статейку :)
(без темы) - anna_bpguide - 12 сент, 2014 15:26 (UTC) - Развернуть
hedon_theor_ist
31 авг, 2014 07:26 (UTC)
Желтые трамвайчики коечно забавные, но они ОЧЕНЬ не удобны для путешествия с детскими колясками, не говоря уж о инвалидах-колясочниках. К счастью большую часть маршрутов с желтыми трамваями вроде бы собиралисьв ближ. время перевести на новенькие, такие же, которые ходят сейчас по маршрутам 4 и 6.
nickned
12 сент, 2014 11:01 (UTC)
Допускаю - там ступеньки как-никак, пандусов нет...
Тем не менее, очень надеюсь, что старички не исчезнут. Идеальным вариантом ведь было бы пустить параллельно по линии и старые, и новые трамваи, пометив в расписании рейсы новых - тех, что с пандусами. Новый трамвай, наверное, никогда не сможет так идеально сочетаться с городом, как старый)
katalin1982
31 авг, 2014 07:51 (UTC)
Интересно почитать:-) Только желтая линия метро начинается не от площади Героев, до площади Героев есть еще 2 станции - купальни Сечени и конечная остановка улица Мексикои
nickned
12 сент, 2014 10:53 (UTC)
Ой, правда? То есть метро уходит дальше, в парк? А нам казалось, когда мы вышли у площади Героев, что это конечная :) Надо же, выходит, желтую линию проехали не полностью)) Повод вернуться)
Да и вообще, многое не успели просто посмотреть)
(без темы) - katalin1982 - 12 сент, 2014 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 12 сент, 2014 15:28 (UTC) - Развернуть
carbon_kidik
1 сент, 2014 08:33 (UTC)
А как же новые трамваи? Длинные и удобные, все как положено современному трамваю, у нас рядом 4 и 6 маршруты ходили, это которые почти по кольцу, через каждые полторы минуты приходят. А 6й маршрут даже ночью ходит. Они нам очень нравились, мы вообще под конец третьего дня предпочитали на трамвае ездить вместо метро, хоть и с пересадками.
Еще мы на фуникулере Шикло вниз от Будайской крепости проехались. Там вот как раз кабинки старые и деревянные, и атмосфера конца 19 века) Одна кабинка называется Гелерт, другая - Маргит.
nickned
12 сент, 2014 10:41 (UTC)
Про длинные трамваи я уже писал в одном из самых первых будапештских постов - поэтому и упустил их тут :) Они классные, удобные, но они современные :) Вряд ли их уникальными назовешь) Почти такие же (только короче) рассекают по улицам Амстердама, они есть в Германии, других европейских странах... В общем, исходя из этого, решил обделить их вниманием)
Ну а о фуникулере много написано и показано в посте "Шесть видов Будапешта, ради которых стоило бы приехать в этот город" :)

Вам понравился Будапешт? На каком месте теперь в списке самых любимых городов?)
(без темы) - carbon_kidik - 12 сент, 2014 14:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 12 сент, 2014 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - carbon_kidik - 12 сент, 2014 20:29 (UTC) - Развернуть

Спасибо

Спасибо за то, что пролистали мой блог до конца! Надеюсь Вас увидеть ещё раз. Тем более, что в ближайшем будущем здесь появится очень много интересного материала:

● о моём американском путешествии (Вашингтон, Калифорния, Чикаго, Великие Озера и многое другое);
● о майском Санкт-Петербурге;
● о поездке на "Сапсане".

Хотите узнать меня ближе? Вот ссылки на все аккаунты в соцсетях:








Понравилась моя запись, и Вы хотите разместить её на своём ресурсе? Я не против, если перепост будет продублирован прямой ссылкой на этот блог.

Метки

Разработано LiveJournal.com