?

Log in

No account? Create an account

К предыдущей записи | К следующей записи

Небольшой очерк и много фото Витебского вокзала Санкт-Петербурга - самого старого и самого красивого вокзала России



Мы все привыкли относиться к вокзалам достаточно прагматично. С детства родители учили нас, что это едва ли не самое мерзкое место в городе - бездомные и цыгане, обилие сомнительных личностей... Чем населённее был город, в котором мы жили, тем больше отталкивал от себя местный вокзал. Когда мы повзрослели, внушённый в детстве страх стать жертвой преступников или быть похищенным цыганами, конечно же, пропал. Но чувство дискомфорта и отчётливое желание скорее покинуть станцию по-прежнему одолевают большинство, стоит оказаться на вокзале. Серые и безвкусные, как правило, интерьеры, нагромождение торговых киосков с полупротухшей шавермой, совершенно неорганизованные пространства, вследствие чего в определённых местах возникает толкучка - всё это суровая действительность, исключения из которой случаются крайне, крайне редко.

На фоне всего этого, открытие Витебского вокзала Северной Столицы для меня стало настоящим сюрпризом, я был искренне удивлён и поражён величием, ухоженностью и интерьерами залов, переходов, лестниц и платформ. На Витебский можно и нужно ходить на экскурсии. Сюда я бы определённо рекомендовал попасть, если вы оказались в Петербурге на несколько дней.

Ну а если в ближайшее время очутиться на самом красивом вокзале России у вас не получится, приглашаю отправиться туда вместе со мной прямо сейчас на виртуальную экскурсию.


Самый старый вокзал России



На сегодняшний день пятимиллионный Петербург насчитывает целых пять больших железнодорожных вокзалов: основной - Московский, Ладожский, Финляндский, Балтийский и Витебский. До недавних пор был ещё один - Варшавский, но его решили закрыть для пассажирского сообщения, на путях и платформах устроив железнодорожный музей, а в здании самого вокзала разместив торговый центр.

Витебский вокзал, о котором идёт речь в данном посте, был построен раньше всех других вышеперечисленных, более того - он стал первым в России железнодорожным вокзалом, открыв свои двери в октябре далёкого 1837-го. Именно тогда по новопостроенной ветке, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село (ныне - город Пушкин), в котором была расположена императорская резиденция, отправился первый пассажирский состав, во главе с паровозом "Проворный".

Хотя по началу к железнодорожному транспорту в России отношение было весьма скептичным - мол, сомнительный аттракцион и только, - опыт эксплуатации царскосельской ветки показал, дымящий, весь в мазуте и гари паровоз может приносить как неплохие деньги владельцу, так и существенный комфорт пассажирам, которых тот перевозит. Что уж там говорить о транспортировке грузов. Можно сказать, именно отсюда, с Витебского вокзала, началась целая железнодорожная эпоха в нашей стране, которая, нужно признаться, не закончилась и доныне.


Вершина архитекторского мастерства



Современное здание Витебского вокзала - то, которое вы видите на моих фотографиях, - было построено значительно позже запуска первой ветки российской железной дороги. До этого пассажирский терминал представлял из себя большой деревянный, а затем каменный дом - стандартный проект середины XIX столетия. На рубеже веков Петербург переживал период бурного роста. Производство набирало обороты бешеными темпами, объём товаров, пассажиропоток - все эти показатели увеличивались как на дрожжах. Именно 1900-ым Северная Столица обязана своими, на мой взгляд, наиболее впечатляющими постройками - взять хотя бы Дом Зингера или <a href=">Магазин Купцов Елисеевых</a>. Идея построить на месте первого железнодорожного вокзала России новый пришлась на те же годы.   

К 1904 году в самом центре города по проекту местного архитектора было возведено просто сказочное здание, образец русского модерна, своими деталями невероятным образом перекликающееся с Елисеевским магазином (1902-03), который я уже упомянул парой строк выше (кому интересно - загляните по ссылочке, там очень интересно).

3.


Новый вокзал был оборудован по последнему слову техники: для пассажиров сооружены лифты (тогда это было то ещё новшество) - железная дорога располагалась на следующем, по сравнению с землёй и привокзальной площадью уровнем, - здание щедро освещалось электрическими лампами (что также для современников считалось новинкой), присутствовали транспортеры.

4.


Рядом с пассажирским терминалом, который вы видите на фотографиях, был расположен ещё один, значительно поменьше. Он предназначался для членов императорской фамилии и высокопоставленных лиц - отдельным составом, примерно за полчаса отсюда их доставляли в Царское село, к резиденции Романовых. К 1904 году можно было уехать и значительно дальше на юг - во Псков, Таллин, Ригу и Витебск. Это направление активно использовалось для переброски оружия, продуктов и войск во время Первой Мировой.

5.


За годы советской власти и, особенно, в 1980е-1990е Витебский вокзал сильно запустили. Хоть здание по петербургским меркам было совсем молодое - меньше ста лет, влажный морской климат сделал своё дело - на рубеже XX и XXI столетий, когда в преддверии празднования 300-летия Санкт-Петербурга было решено вокзал привести в божеский вид, реставраторы столкнулись с тотальной разрухой и запустением. Здание было в критическом состоянии, сохранность коммуникаций, металлического дебаркадера (решетчатый навес над платформами) оценивали в 2%! Тем не менее, реставрационные работы сделали невероятное - в конечном итоге здание вокзала, станция и прилегающие территории были полностью восстановлены по образцу 1904 года. Информация бралась из чертежей того времени, какие-то детали - из старых газет и книг, например, так узнали о цвете, в который был покрашен вокзал - "серо-жёлтый".

К 2003 году обновлённый Витебский вокзал вновь открыл свои двери, так же, как и сто лет назад, став чудом как минимум городского масштаба.


Внутри вокзала

Интерьеры залов Витебского вокзала, думаю, впечатляют каждого, без исключения. Даже Иванка, абсолютно безразличная к транспортной теме и ненавидящая вокзалы, Витебский опознаёт безошибочно, называя его "тот красивый вокзал" :) Здесь нет никаких режущих глаз стрёмных аттрибутов пассажирского терминала РЖД - бесвкусных ларьков, псевдревроремонта и тому подобного. Всё оформлено в модернистском стиле начала ХХ века. На Витебском тебе кажется, что ты очутился в прошлом, сейчас тебе дадут билетик на маленькой квадратной бумажке, и ты поспешишь на платформы, на второй этаж, где уже стоит на посадке длинный состав во главе с дымящем, пахнущим гарью и распыляющим пепел паровозом.

Другая ассоциация - аниме. Хотя я и не ярый поклонник этого жанра, в тех фильмах, которые мне доводилось смотреть, вокзалы обычно выглядели очень похоже :)

6. Зал ожидания с кассами.


7. 


8.


9. Стилизация на Витебском касается всего - касс, стен, потолков и пола, скамеек, киосков, даже шрифт - в стиле 1900х-1930х.


В западном крыле вокзала находится парадный вход. Неизвестно по каким причинам его до сих пор не открыли - на улицу и с улицы здесь не выйти. Ну это и к лучшему - обычно здесь ни души, можно спокойно поразглядывать потрясающие интерьеры и пофотографировать их.

10. Вид от главного (неработающего) входа на парадную лестницу и бюст Николая I - императора, положившего начало железнодорожному движению в России.


11. Вид на лестницу со стороны билетных касс первого этажа. В самом верху можно рассмотреть фреску на тему Царскосельской железной дороги.


12. Если подняться по парадной лестнице направо, вы попадёте в просторный светлый зал с роялем посередине. Он предназначен для проведения концертов и творческих вечеров - всё в точном соответствии с вокзалом столетней давности. Вы же помните, что в прошлом вокзалы играли не только роль пассажирских терминалов, но и концертных площадок? От этого то и само слово "вок-зал" пошло.


13.


14. На стенах - фрески с изображением других вокзалов Петербурга и пригородов.


15. Из концертного зала попадаешь в зал прибытий и отправлений, он расположен сразу перед выходом на платформы.


16. В восточном конце зала - памятник австрийскому инженеру Гейстнеру, который сумел заинтересовать чиновников и императора в необходимости строительства первой железной дороги в России, а затем, получив разрешение, сам спроектировал ее и построил. В руках у бронзового Гейстнера - макета паровоза "Проворный", который вёз за собой самый первый состав по царскосельскому направлению.


17.


18.


Великолепно, в модернистском стиле, построен не только вокзал, но и станция. Над путями и платформами установлен металлический дебаркадер, навесы. Поскольку часть ветки остается неэлектрофицированной, у платформ часто стоят дизельные поезда и тепловозы - испускаемым дымом и гарью они лишь укрепляют ощущение того, что ты очутился в начале ХХ века со всеми прелестями стремительного развития научно-технического прогресса, шиком и блеском тех времен.

19.


Хоть Витебский вокзал и создаёт впечатление не особо людного места, уехать отсюда можно по очень большому количеству направлений. Ежедневно отсюда отправляются, сюда прибывают поезда из и в Днепропетровск, Киев, Минск, Брест, Крым, Львов, Таллин, Ригу, Псков и многие другие города преимущественно южного и юго-западного направления.

20.


21.


Честно говоря, завидую тем людям, которые впервые увидели Петербург, сойдя с поезда именно на Витебском вокзале. Мне кажется, впечатлений от своего первого раза в Северной Столице у них куда больше чем у нас, приезжающих на Московский вокзал.

Чтобы подвести итоговую черту, скажу лишь одно - теперь вы сами все видели. Теперь мне точно не стоит писать ни слова о том, что Витебский вокзал - достопримечательность из категории must see в Петербурге. Удобнее всего вписать ее в план своей поездки, запланировав на один день путешествие в Царское село (город Пушкин) или Павловск - там великолепные дворец и парк с белками. Электропоезда в том направлении отправляются именно с Витебского вокзала. Приходите за час до отправления, перекусите быстренько в расположенном напротив вокзала Макдоналдсе, а затем посвятите 30-40 минут своего времени тому, чтобы полюбоваться Витебским. Смело ищите самые его закутки, осматривайте залы и помещения, фотографируйте, наслаждайтесь этой ни с чем не сравнимой атмосферой ушедшего времени. А когда вы займете свое место в электричке и поезд тронется, вспомните, что сейчас вам предстоит проехаться ровно по тому же маршруту, что и императорская семья и знать 30 октября 1837 года, в день запуска первой в России железной дороги.

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.
Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Нажмите "Рекомендовать" в самом низу страницы, в правой части белой полосы "LJ Times" и добавляйтесь в друзья, чтобы не пропустить самое интересное.




Другие материалы о Петербурге:

promo nickned july 20, 2015 08:00 40
Buy for 250 tokens
Никогда не думал, что я это скажу - но, судя по всему, я нашел таки в России город, вполне сравнимый с Петербургом, на посещение которого совсем не жалко денег, куда съездить не просто хорошо - а нужно. Этот город, кажется, не болеет синдромом провинции: здесь все вполне себе полноценно, никакого…

Комментарии

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
unis
22 авг, 2013 06:21 (UTC)
Красивое здание, согласен
nickned
22 авг, 2013 06:34 (UTC)
Как музей прямо, Руслан :)
kinda_man
22 авг, 2013 10:03 (UTC)
Внутри вокзала очень красиво! Это, действительно, самый старый вокзал нашей страны?
nickned
22 авг, 2013 13:26 (UTC)
Ага, самый первый вокзал в России появился именно здесь :)
Внутри - красиво, а снаружи? Не очень понравилось?
(без темы) - kinda_man - 22 авг, 2013 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 22 авг, 2013 13:59 (UTC) - Развернуть
rikatinker
22 авг, 2013 10:06 (UTC)
вот мое знакомство с Питером как раз-таки и началось с Витебского вокзала (нам тогда даже пришлось переночевать там), но тогда он еще не был отремонтирован и находился в крайне запущенном состоянии. сейчас же, судя по фоткам, любо-дорого посмотреть, как в музее..
nickned
22 авг, 2013 13:28 (UTC)
Настолько всё плохо было раньше?(
Не повлияло негативно на впечатления от Петербурга?
(без темы) - rikatinker - 22 авг, 2013 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 22 авг, 2013 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rikatinker - 22 авг, 2013 14:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 28 авг, 2013 02:45 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
nickned
22 авг, 2013 13:25 (UTC)
Ага, хоть в туристические маршруты включай! :)
oksa_sun
23 авг, 2013 04:37 (UTC)
А вот ни разу не была на этом вокзале. Шикарное здание и интерьеры. Поеду смотреть!
nickned
28 авг, 2013 02:47 (UTC)
Если велосипед любите - советую на нем. Там по московской еще и по пути до Витебского много всего красивого и любопытного. :)

Переехал в мае на Академку, и вот начинаю скучать по петербургскому югу))
(без темы) - oksa_sun - 28 авг, 2013 05:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 30 авг, 2013 06:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oksa_sun - 30 авг, 2013 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 30 авг, 2013 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oksa_sun - 30 авг, 2013 07:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 30 авг, 2013 08:00 (UTC) - Развернуть
tsarev_alexey
24 авг, 2013 10:56 (UTC)
И правда красивый!
nickned
28 авг, 2013 02:43 (UTC)
Совершенно нетипичный! Настоящий музей, а не вокзал!)
Хотя у вас, в Екатеринбург, насколько помню, тоже симпатичный пассажирский терминал. Единственное - всегда смущало то, что вокзал живет по московскому времени)

Edited at 2013-08-28 02:44 (UTC)
moskray
26 авг, 2013 14:59 (UTC)
Отличный пост! Спасибо!
nickned
28 авг, 2013 02:43 (UTC)
Очень рад, что понравилось)
Заезжайте в наши края!)
k_poli
27 авг, 2013 17:41 (UTC)
Отличный пост!...
nickned
28 авг, 2013 02:42 (UTC)
Получить такой комплимент от тебя, Александр - особенно приятно! И как от опытного блогера, и как от жителя Петербурга со стажем :)
Спасибо большое!)
(без темы) - k_poli - 29 авг, 2013 20:01 (UTC) - Развернуть
alfa_delta
29 авг, 2013 15:48 (UTC)
Прекрасный пост, отличные фотографии! Спасибо за труд:) Включила в друзья.
nickned
30 авг, 2013 06:30 (UTC)
Спасибо большое за Ваш отзыв! У Вас тоже очень интересный блог, рассказ о Благовещенском дворце было так увлекательно читать!
Касаемо добавления в друзья - отвечаю взаимностью :)
(без темы) - alfa_delta - 30 авг, 2013 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 30 авг, 2013 13:27 (UTC) - Развернуть
maritebo
29 авг, 2013 18:43 (UTC)
Шикарный вокзал, как и весь Питер... чувствуется в нем (вокзале) дух истории!!!
Твой блог прямо находка, столько постов Питерских буду читать, чтоб знать что еще непременно увидеть))
А давай дружить?!!
nickned
30 авг, 2013 07:49 (UTC)
Спасибо большое за комплименты, мне очень приятно)))
На фрэндинг отвечаю взаимностью. Заглянул к тебе в блог - так тепло и уютно там! Вот прямо настоящий ЖЖ, блог-блог, полноценный и такой, какой должен быть :) Буду с удовольствием читать)
matsam
30 авг, 2013 08:04 (UTC)
Очень хороший пост и журнал, с удовольствием подружусь, заходите ко мне в гости в верхний блог ну и в фейсбук тоже-)))))))))))))))
nickned
30 авг, 2013 13:31 (UTC)
Спасибо большое за тёплые слова. У вас тоже очень интересно - путешествия, железные дороги - всё то, что сам люблю. Зафрэндил тоже :)
paperwood
10 июл, 2014 16:47 (UTC)
Я угадала. Когда прочитала - самый красивый вокзал, подумала - наверное, наш Витебский..)
Да, он прекрасен. Отличная статья! )
nickned
10 июл, 2014 18:36 (UTC)
Спасибо большое)
Витебский определенно вне конкуренции :) Здорово, что вы тоже так считаете! :)
sembond
12 июл, 2014 18:28 (UTC)
Шикарный модерн! Особенно пораловала афишная тумба на площади перед. Есть отдельное фото?
nickned
14 июл, 2014 18:25 (UTC)
Имеете ввиду те две больших рекламных тумбы, на заглавном фото?
(без темы) - sembond - 14 июл, 2014 18:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 15 июл, 2014 04:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sembond - 15 июл, 2014 06:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nickned - 15 июл, 2014 06:54 (UTC) - Развернуть
Jurij Gavrilov
17 ноя, 2014 01:40 (UTC)
происхождение слова вокзал

ВОКЗАЛЫ железнодорожные (англ. Vauxhall, от имени Vaux - Дж. Вокс, владелицы увеселит. заведения близ Лондона в 18 в. - и hall - зал). В рус. яз. слово "воксал" получило широкое употребление в применении к конечной станции первого в России ж.-д

Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
Maymoon Anima
7 янв, 2017 10:46 (UTC)
Случайно попала на Витебский вокзал и была в восторге от идеи архитекторов, от работы реставраторов. Захотелось по приезду домой зайти в интернет и ещё раз полюбоваться Витебским вокзалом. Огромное спасибо Nickned за путешествие в настоящее и прошлое Витебского вокзала.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>

Спасибо

Спасибо за то, что пролистали мой блог до конца! Надеюсь Вас увидеть ещё раз. Тем более, что в ближайшем будущем здесь появится очень много интересного материала:

● о моём американском путешествии (Вашингтон, Калифорния, Чикаго, Великие Озера и многое другое);
● о майском Санкт-Петербурге;
● о поездке на "Сапсане".

Хотите узнать меня ближе? Вот ссылки на все аккаунты в соцсетях:








Понравилась моя запись, и Вы хотите разместить её на своём ресурсе? Я не против, если перепост будет продублирован прямой ссылкой на этот блог.

Метки

Разработано LiveJournal.com