?

Log in

No account? Create an account

К предыдущей записи | К следующей записи



В окрестностях Милана находится всего три аэропорта. Орио Аль Серио или Бергамо известен своей лоукост-направленностью, с этим то и связаны присущие ему неудобства - начиная от низкого уровня комфорта, заканчивая отдалённостью от мегаполиса. Да, естественно, на каждый минус, в случае с Бергамо, найдётся как минимум пара плюсов, однако, рано или поздно путешественник всё равно столкнётся с необходимостью ехать дальше по Италии и задастся массой вопросов - на чём ему перемещаться, как оплачивать проезд, какой вид транспорта наиболее удобный?

Заранее прочитав десятки отзывов, мы остановили свой выбор на железной дороге. Во-первых, в поезде ехать удобнее, во-вторых именно этот вид транспорта - наиболее слажен в Италии. Автобусы в южной республике, в основном, ходят между соседними городами, единого итальянского оператора, обеспечивающего пассажироперевозки по территории всей страны нет, равно как и сервисов, где можно было бы заранее на английском языке ознакомиться с расписанием автобусов и купить на них билеты.

В принципе, в этом нет ничего удивительного. Учитывая то, насколько развита в Италии железнодорожная инфраструктура, удивляешься вообще - как автобусы продолжают ещё использоваться здесь в качестве средства для путешествий.

Все итальянские поезда принадлежат компании "Trenitalia" - местное "РЖД". У них, кстати, есть замечательный сайт trenitalia.com, доступный на английском языке, на котором можно ознакомиться с актуальным расписанием, стоимостью проезда и купить билеты. 

Подавляющее большинство составов изготовлены здесь же. В Италии вообще очень преуспели с железнодорожным транспортом, пересадив едва ли не пол-Европы на свои "Pendolino" и пр. - даже в России один из самых инновационных проектов (скоростной "Аллегро" отзыв о котором я уже выкладывал в "Блокнотике") родом из тех краёв.

В зависимости от своего типа, итальянские поезда называются по-разному. Самый простой и дешёвый - что-то типа электрички, на английский манер - "local train". Одноэтажные и двухэтажные, они соединяют города, расстояние между которыми не превышает 300 километров. С Бергамо в Милан легче всего добраться именно на таком, время в пути - примерно один час, а стоимость билета не превышает €6.


Оплата проезда на поезде в Италии - необычно, непривычно.

Как я уже замечал раньше, билет удобнее и дешевле всего купить на сайте trenitalia.com. Впрочем, с этим связаны определённые риски, имеющие немалое значение для вашего расписания и кошелька. 

Во-первых, в самый неподходящий момент итальянские железнодорожники могут запросто объявить забастовку. А бастуют в южной республике крайне часто. Как нам чуть позже скажет приветливая девушка с ресепшн миланского "Radisson Blu", что ни день - то кто-то в Италии проводит страйк. Чаще всего жалобы касаются низких зарплат (которые, однако, не мешают разъезжать итальянцам на невероятно красивых, новых машинах и жить в собственных домах), невыносимых условий труда или слишком длинного рабочего дня (целых шесть часов!). Бог, конечно, судья итальянцам, но мы с Иванкой подумали лишь одно - в Россию бы их.

Второй риск - опоздания. Вероятно, причиной тому южный менталитет с присущей ему расслабленностью - не берусь утверждать. Однако в одном случае из трёх ваш поезд точно опоздает или уедет позже.

В Бергамо мы с Иванкой столкнулись как раз с первой проблемой - на железнодорожном вокзале все поезда были отменены, а пожилой мужчина в кассе на мою просьбу вернуть деньги за билет развёл руками - у вас, мол, он действителен ещё три месяца - поехать, к примеру, можно завтра. Слава богу, забастовка была однодневной и именно в этот день, а не на следующий - иначе плакали бы наши билеты, стоимостью в 100 евро, и возможность увидеть своими глазами Венецию.

Если рисковать желания нет, наиболее верное решение - покупать билеты непосредственно перед отправлением, на вокзале. Для этого там установлены очень удобные киоски-автоматы с интуитивным управлением и возможностью выбора английского языка. Что немаловажно - устройства принимают не только наличку, но и карточки. Моя российская "MasterCard" идеально оплатила нам несколько поездок.



Билеты, распечатываемые автоматами, (по крайней мере, на поезда местного назначения) - с открытой датой. Они действительны в течение трёх месяцев - вы сами решаете, когда их использовать.


Никаких проводников и кондукторов

Между городскими улицами и вагоном поезда   междугородного сообщения в Италии - никаких преград. Турникеты, проводники? Итальянцы об этом слыхом не слыхивали. Вы запросто можете просто зайти и сесть в любой состав - неважно, есть у вас в кармане билет или нет.

Правда, очень важно до этого не забыть прокомпостировать билет - на вокзалах и платформах для этого установлены специальные устройства, найти одно из которых не составит труда. 

Билет, впрочем, компостируется не каждый. Если на бланке срок действия (period of validity) ограничен временем движения поезда - вы можете обойтись без дополнительных манипуляций с проездным документом. Однако, довольно часто на местные поезда автоматы печатают трёхмесячные билеты (как, например, из Бергамо в Милан и обратно) - в таком случае компостировать обязательно, иначе билет будет считаться недействительным.

Есть ещё один вариант проезда - зайцем. Наличие билетов проверяется лишь контролерами, которые вовсе могут и не появиться за всё время в пути. Например, так случилось за те четыре часа, что мы ехали из Милана в Венецию. В общем, наличие билета, конечно же, на совести пассажира, но нужно быть готовым к тому, что если вас поймают, откупиться разговорами не получится - к туристам в Италии отношение однозначное. Контролёр возьмёт с вас не только стандартные 100 евро штрафа, но ещё и стоимость билета по этому направлению.


Какие бывают поезда в Италии

При выборе билетов на сайте trenitalia.com и уж тем более на железнодорожном вокзале итальянского города вы наверняка столкнётесь с вопросом - а чем один поезд отличается от другого? В Италии, по меньшей мере, пять типов поездов с разным уровнем комфорта, скоростью движения и частотой остановок. Самый доступный, как я уже говорил - "local train" - старенькие, простенькие одно- или двухэтажные составы, со средней скоростью, не превышающей 100 км/ч и очень частыми остановками.





Не смотря на слегка потрёпанный внешний вид, внутри там получше чем в большинстве российских поездов. Удобные кресла с фиксатором для головы (спать - кайф!), климат-контроль - даже во втором классе!

В одноэтажном поезде:


На втором этаже:


Билет на такие поезда самый недорогой - час в пути из Бергамо в Милан обошёлся нам в €5 с человека, четыре часа из Милана в Венецию - в районе €17.

Если в путешествии время ограничено, Trenitalia будет рада предложить свои скоростные поезда (так называемые "Стрелы", по-итальянски "Фрэчча"), соединяющие главные города страны: Милан, Рим, Наполи, Венецию, Флоренцию и другие. Опять-таки, в зависимости от скорости и комфорта, есть три разных экспресса.

Наиболее медленный и доступный из них (максимальная скорость - 180 км/ч) - "Фрэчча Бьянка", "Белая стрела". Мы на таком возвращались в Милан из Венеции. Вагоны более ухожены, кресла - удобнее, даже во втором классе между сиденьями есть столики. Если на местном поезде в Венецию мы ехали почти 4 часа, обратно "Фрэчча Бьянка" доставила нас за два с половиной.

Внешний вид (на вокзале Милано Чентрале):




Внутри вагона второго класса "Freccia Bianco":




Следующий класс поезда - "Серебряная стрела" или "Freccia Argento". Тут максимальная скорость уже 250 км/ч ("Сапсан"!), уровень комфорта - на порядок выше. На этом поезде имеет смысл ехать на совсем уж дальние расстояния (например, Рим-Милан). Ведь стоимость билета менее доступна.

Наивысшие комфорт, стоимость и скорость (максимальная - целых 350 км/ч) - это "Freccia Rossa" - "Красная стрела". Как любитель железнодорожного транспорта, я очень хотел на ней прокатиться, но, к сожалению, как и в случае с "Серебряной", такие траты оправданы лишь при перемещении на дальние расстояния. Так что попробуем как-нибудь в следующий раз, когда из Бергамо нам нужно будет добираться в Рим.

"Фрэчча Росса" слева, у платформы вокзала "Санта Лучия" в Венеции.


Чуть не забыл сказать - есть ещё один, пятый тип поездов, наименее распространённый среди путешествеников. Это так называемый "Night train" - "ночной поезд", представляющий состав из классических, прекрасно знакомых нам купейных вагонов разной степени комфорта. Соотношение цены ко времени в данном случае проигрышно, впрочем, случается всякое, и обстоятельства могут сложиться так, что ночной поезд будет наиболее удобным вариантом для путешествия.


Путешествующим по Италии - на заметку

Было бы неправильно, рассказывая об Италии, не упомянуть об особенностях этой южной страны и её жителях. Во всяком случае, те уникальные черты, которые нам запомнились больше всего за дни нашего путешествия, просто обязаны быть описаны на страницах "Блокнотика".

Итальянцы ужасающе похожи на русских. Манерой общения, своей импрессивностью, отсутствием приветливой деликатности при общении друг с другом. Мы не заметили, чтобы в южной республике было принято улыбаться друг другу - даже в сфере обслуживания. Нас деловито обслуживали официантки с выражением лиц а-ля "Poker Face", даже в стюардессах Ryanair чувствовалось что-то такое. "Отдушиной" и единственным исключением из правил стал "Radisson Blu", в котором мы останавливались в Милане - улыбка у ресепшионистов, казалось, обнажала все тридцать два зуба, а в приветливости им не было равных. Интересно, какие они на самом деле? :)

На наших соотечественников итальянцы похожи не только менталитетом и стилем поведения, но и, например, обывательским скепсисом по отношению к другим языкам. Английский, к примеру, здесь не знает практически никто. После Финляндии это было для нас настоящим шоком. Более того - ряд людей, кажется, не хочет учить этот глобальный язык намеренно - мол, мы патриоты, у нас великая страна, это вы, приезжие, разговаривайте на итальянском. Знакомо?

К туристам тоже отношение в Италии двоякое. Немало, очень немало людей, которые почтили бы за честь обмануть "глупого неместного". Поэтому, пожалуй, главное правило при путешествии здесь - помните, вы не в очаровательной милой американской провинции. И будьте бдительны. Как на Родине.

Наибольшее сходство с Россией я чувствовал в Милане - старые грязноватые трамваи с холодными сиденьями, заметно много мигрантов (в основном, арабы и темнокожие), очень громкие, лишённые такта люди. Обшарпанность и кричащая бедность ряда районов на фоне изящества и роскоши модных бутиков в центре.

Тем не менее, Италия по-своему привлекательна, невероятно красивая страна. Тут противоречиво, но здорово. Не для жизни, конечно, но для путешествия - отличный вариант.

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.




Предыдущие статьи о нашем итальянском путешествии в декабре 2012 года:



Три оставшихся рассказа о нашем путешествии в Италию появятся чуть позже. Небольшой отзыв о Милане, репортаж о ни на что на свете не похожей Венеции и снова возвращение в великолепный Бергамо - ищите в "Блокнотике" после 3 февраля.
promo nickned september 5, 09:54 23
Buy for 100 tokens
Всего в 100 километрах от Москвы есть потрясающее по своей атмосфере, продуманности и цивилизованности место - олицетворение моей мечты о том, какой я бы хотел видеть провинциальную Россию. Великолепная природа и чистый воздух, отсутствие уродливых гигантских заборов, красивые, легкие и просторные…

Комментарии

darinka_chan
25 янв, 2013 08:58 (UTC)
Написал таки про поезда.... А мы вот вчера брали билеты.... И случилась с нами беда: все выбрали, провели оплату, перекидывает нас обратно на сайт трениталии, а он нам - "Ошибка. Изменения не произведены, попробуйте позже", а 174 евро тем временем блокируются на карте.
Мы в панике, звоним в банк - они нам: " если организация не пришлет никаких документов, подтверждающих оплату, разблокировка средств по заявлению в течении 30 дней"..... Как будто у нас еще 5 раз запасено по 174 евро на билеты, чтобы их месяц ждать...
Звоним в трениталию: "да, у нас такое часто бывает" - убило просто.

Так что сайт у них ужасный(((

Правда деньги они нам через 5 дней назад пообещали, только вот судя по отзывам в интернете (вот почему я не догадалась их прочитать до того, как связываться с их сайтом!) говорят, что не все там так гладко и ответы на запросы можно долго ждать.

Короче, больше я с их сайтом связываться не буду и никому не посоветую.
nickned
1 фев, 2013 03:31 (UTC)
Ну и как в итоге, вернули деньги?
История, конечно, ужасна. Выходит, мы еще счастливчики, что попались лишь на 10 евро. Теперь трижды подумаю перед тем, как воспользоваться Трениталией.
darinka_chan
2 фев, 2013 16:34 (UTC)
Да, деньги вернулись, но нервов мы потратили не мало. Да еще и звонки в Италию....
itravel
25 янв, 2013 15:47 (UTC)
По мне, так итальянские поезда ужасны - все, которые не фреччи.
nickned
1 фев, 2013 03:26 (UTC)
Ну да, они не совершенны, но всё же на несколько уровней выше комфорт чем у РЖД.
amber_lacerta
28 янв, 2013 13:04 (UTC)
Моя подруга в этом году путешествовала по Италии. Один из билетов купила на этом сайте. Билет был привязан к определенному поезду. Распечатала, а на месте, чт ос ним делать - фиг знает. Села на поезд, а они такие - в связи с забастовками поезд едет только половину пути. Хотите дальше, пересядите. Она к проводнику - а что мне с моим билетом делать, он же про этот поезд, а не про пересадку. И он - ой, а что это такое? Это билет, да?
Я сама на поездах там не ездила. Разве только на метро. Но что меня напрочь убило - на главном возкале в Риме напрочь отсутсвует зал ожидания, на весь вокзал 10 лавочек и после часа ночи всё закрывается, всё здание.
nickned
1 фев, 2013 03:28 (UTC)
Настолько же насколько красива, настолько Италия и непонятна :) Мне показалось, что "организованность" и "итальянец" - вообще два взаимоисключающих понятия :)
bad20070
7 июл, 2013 08:24 (UTC)
В этом году был в Италии и объездил почти всю страну на поездах, ездил на всех трех стрелах (Красной, Серебряной, Белой), на региональных поездах и электричках, все понятно и удобно, покупал билеты через интернет и через автоматы, ни каких проблем не испытал. В Красной стреле Wi-fi стоит 1 цент на 1 сутки.
all_eyes_on_me9
7 июл, 2013 09:43 (UTC)
Вай-фай стоит 1 цент на 365 дней :)
nickned
8 июл, 2013 13:36 (UTC)
Даже на год целый?)
Вот это да. Забавно, очень.
nickned
8 июл, 2013 13:35 (UTC)
Номинальная цена, чтобы аутентифицировать пользователя? Интересно, интересно.
В плане покупки билета мне тоже очень понравилась эта простота. Но заранее, учитывая любовь итальянцев к забастовкам, даже и не знаю, решился ли бы покупать вновь.
gfed
8 июл, 2013 14:39 (UTC)
фотографии темноваты - надо было в лайтруме экспозицию подтянуть ))

а в целом, хороший рассказ! пользуюсь итальянскими поездами очень часто, особенно на линиях Chiasso - Milano и Milano - Bergamo. Еще два года назад там ездили такие динозавры, сейчас технику потихоньку обновляют.

еще иногда можно встретить иностранные поезда. например TiLo - швейцарский региональный, который спускается до Милана. сами итальянцы ездят на нем до Комо )

nickned
9 июл, 2013 03:07 (UTC)
Ну почему динозавры? На фото поезд тоже вполне себе приличный :) Хотя и на трамвай больше похож :)
В Италии столько всего интересного! Тебе везёт, раз часто в тех краях бываешь :) Более чем приятная страна :)

Насчет экспозиции - а ты часом не с айпэда смотрел?
gfed
9 июл, 2013 05:41 (UTC)
нет, на фото как раз швейцарский TiLo - он не динозавр. фото диновзавра у меня нет. они выглядят примерно как твой поезд на фото №3, только лет на 30 постарше и поизношенней )

смотрел с макбука ) но тоже ретина-дисплей

Edited at 2013-07-09 05:42 (UTC)
nickned
9 июл, 2013 17:02 (UTC)
Я обрабатываю фото и выкладываю с эйра - там они выглядят на уровне. Тёмненькие, но в меру. А вот на айпэде с ретиной почему-то чернющими отображаются - не пойму, почему так)
selora
14 авг, 2013 11:27 (UTC)
Коля, мы вот ту тоже подумываем поехать в Италию осенью.
Подскажи пожалуйста, а Ваш арепорт не Милан-Бергамо был? Как вы оттуда добирались и куда?))
Мы хотим пару дней по городу, или парочке, побродить) и еще на пару дней хотим попасть на озеро http://alexcheban.livejournal.com/139947.html#cutid1 и тоже пока не совсем понятно как туда добираться..
Вы не знаете сколько там стоит взять машину на прокат?
nickned
14 авг, 2013 11:58 (UTC)
Да-да, как раз туда и прилетали :) Так что вы, судя по всему, прямо по нашим стопам отправляетесь :) В подробности особо вдаваться не буду здесь - дам просто ссылку, там ооочень подробно написано про Бергамо (городок, в котором находится аэропорт) и то, что там есть интересного, где мы остановились и т.д. http://nickned.livejournal.com/182810.html

Из Бергамо мы ездили в Милан, оттуда поездом в Венецию (вот ее стоило бы посетить однозначно!) - три с половиной часа всего в пути на обычном, региональном.

А вообще Бергамо, как ты увидишь из рассказа, понравился мне больше всего увиденного в Италии. Там нереально здорово, гулять бы по нему и гулять, жить и жить! Там таак красиво! И предгорье Альп - прямо из окна твоего отеля)

Про аренду машины и озеро ничего сказать не могу - к сожалению, это прошло мимо нас. Вы съездите и обязательно, надеюсь, запечатлите свои воспоминания в ЖЖ, ну а мы как-нибудь в следующий раз обязательно последуем вашему маршруту - в Италию чертовски хочется вернуться ;)
selora
14 авг, 2013 12:19 (UTC)
То есть аэропорт находится прямо в этом городке? То есть нет таких приколов - типа только аэропорт и до города еще километров 100?))
nickned
14 авг, 2013 12:44 (UTC)
До Милана порядка 50 километров - почти как ты говоришь :) Но вот до самого центра Бергамо от аэропорта - минут 10 на автобусе :)
Ольга Полякова
14 фев, 2016 18:19 (UTC)
Автобус из аэропорта в центр
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, из аэропорта в центр Бергамо какие автобусы ходят ?
selora
14 авг, 2013 12:20 (UTC)
Я прочитала про Бергамо, прикольно)) как раз прилетим и денек по нему наверное и погуляем.
nickned
14 авг, 2013 12:43 (UTC)
Эх, вы счастливые... Я тоже очень-очень хочу в те края снова!)
selora
14 авг, 2013 13:43 (UTC)
Ну мы будем счастливы, если все получится.. А то только начинаем почву прощупывать.
Еще все равно планировать маршрут, бронировать отели.. и самое страшное - получать визу))
А автобусы там без проблем ходят?)
nickned
15 авг, 2013 10:46 (UTC)
Итальянцы вроде налево-направо нынче визы раздают. Во всяком случае, в России. На год минимум дают мульти при условии наличия ранее выданного Шенгена.

Автобусы без проблем ходят да и поезда в принципе... Но неожиданности случаются) Нужно понимать, что едете в южную страну - значит расслабленную, всегда веселую и отдыхающую :)
Алексей Горячев
24 окт, 2013 19:07 (UTC)
Классный обзор! А мы с женой как раз в апреле прокатились на frecciarossa от Рима до Неаполя и обратно. 210 км пути (как от Питера до Новгорода!!!) поезд проезжает за 1 час и 10 минут, причем час едет и около 10 минут стоит перед вокзалом, а потом медленно вкатывается на него. Скорость просто феерическая - абсолютно большую часть времени поезд едет ровно 300 км/ч, за окно страшно смотреть, взгляд не фокусируется ни на чем. Билеты покупали за 4 месяца и за 9 евро на человека. Это были одни из самых дешевых билетов на поезд за все мои поездки!
nickned
3 ноя, 2013 14:23 (UTC)
Вот это да. За девять евро такая скорость и столько впечатлений!
А вы по какой-то акции покупали или просто заблаговременно? В чём фишка? Хочу тоже)
Алексей Горячев
3 ноя, 2013 14:35 (UTC)
И то и другое одновременно. Была акция - при покупке сильно заранее и через интернет стоимость билета 9 евро. Теперь такой халявы нет, сейчас минимальная цена на скоростные поезда - 19 евро, если покупать заранее. Сейчас глянул - Неаполь, Флоренция и Болонья из Рима - по 19 евро, Милан и Венеция - по 29, но это уже сильно подальше.
Оленька Паскевич
1 ноя, 2013 13:31 (UTC)
Итальянцы
Ещё раз убеждаюсь - сколько людей, столько и мнений. Меня в итальянцах наоборот удивила их улыбчивость и дружелюбие. Так необычно, когда итальянский полицейский, которому я случайно наехала чемоданом на ногу, смеялся и говорил: "За что ты так со мной, что я тебе сделал" :D В каждом магазине со мной здоровались и улыбались. Итальянцы, у которых я спрашивала дорогу, пытались на пальцах мне объяснить, куда держать путь(языков я не знаю). И практически каждый, к кому бы из прохожих я не подходила с вопросом, уточняли, говорю ли я по-английски. А две студентки-итальянки в Генуе вообще объясняли мне дорогу на ломаном русском :)
nickned
3 ноя, 2013 14:29 (UTC)
Re: Итальянцы
Может всё из-за того, что ты симпатичная, милая девочка :) Вам легче и де-факто люди с вами милее)))
А может нам просто не повезло, а тебе повезло) Но за всю поездку радостные и приветливые итальянцы нам встречались только в Рэдиссоне в Милане - и то на ресепшн, и то потому что это у них в должностной инструкции прописано)

Спасибо

Спасибо за то, что пролистали мой блог до конца! Надеюсь Вас увидеть ещё раз. Тем более, что в ближайшем будущем здесь появится очень много интересного материала:

● о моём американском путешествии (Вашингтон, Калифорния, Чикаго, Великие Озера и многое другое);
● о майском Санкт-Петербурге;
● о поездке на "Сапсане".

Хотите узнать меня ближе? Вот ссылки на все аккаунты в соцсетях:








Понравилась моя запись, и Вы хотите разместить её на своём ресурсе? Я не против, если перепост будет продублирован прямой ссылкой на этот блог.

Метки

Разработано LiveJournal.com